Национальный проект «Образование» – это программа, обеспечивающая достижение национальной цели Российской Федерации, определенной Президентом Российской Федерации, по обеспечению возможности для самореализации и развития талантов.

Целевые показатели, характеризующие качество и эффективность ее достижения:

  • Вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования
  • Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся 
  • Создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций
  • Увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских (добровольческих) организаций, до 15 процентов

Национальный проект «Образование» обеспечивает развитие системы образования по следующим ключевым направлениям:

  • Развитие инфраструктуры образования
  • Профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров
  • Совершенствование содержания образования
  • Возвращение воспитания в систему образования

Ключевые показатели национального проекта «Образование» направлены на достижение к 2024 году общественно значимых результатов и задач:

Обеспечена возможность детям получать качественное общее образование в условиях, отвечающих современным требованиям, независимо от места проживания ребенка

  • Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований, место Российской Федерации (не ниже), – 12,25
  • Количество созданных новых мест в общеобразовательных организациях, в том числе расположенных в сельской местности и поселках городского типа, - 1 034 252
  • Доля обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, в которых созданы и функционируют центры образования естественно-научной и технологической направленностей, – 85%
Обеспечена возможность профессионального развития и обучения на протяжении всей профессиональной деятельности для педагогических работников

  • Доля педагогических работников организаций общего, дополнительного и среднего профессионального образования, прошедших повышение квалификации в центрах непрерывного повышения профессионального мастерства, – 40%
Создана и работает система выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи

  • Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, – 80%
  • Количество субъектов Российской Федерации, выдающих сертификаты дополнительного образования в рамках системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, – 85
Создана и внедрена в общеобразовательных организациях цифровая образовательная среда

  • Доля общеобразовательных организаций, оснащенных в целях внедрения цифровой образовательной среды, – 45%
Обеспечена возможность обучающимся образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, получить профессиональное образование, соответствующее требованиям экономики и запросам рынка труда

  • Доля обучающихся образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, продемонстрировавших по итогам демонстрационного экзамена уровень, соответствующий национальным или международным стандартам, – 20%
  • Доля образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, мастерские которых оснащены современной материально-технической базой по одной или нескольким компетенциям, – 19%
Созданы условия для развития и поддержки добровольчества (волонтерства)

  • Общая численность граждан Российской Федерации, вовлеченных центрами (сообществами, объединениями) поддержки добровольчества (волонтерства) на базе образовательных организаций, некоммерческих организаций, государственных и муниципальных учреждений, в добровольческую (волонтерскую) деятельность, – 13,3 млн человек
Организовано комплексное психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений

  • Количество услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи, оказанных родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, – 20 млн услуг
Обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования

  • Доля обучающихся, для которых созданы равные условия получения качественного образования вне зависимости от места их нахождения посредством предоставления доступа к федеральной информационно-сервисной платформе цифровой образовательной среды, – 20%
  • Доля педагогических работников, использующих сервисы федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды, – 40%
  • Доля образовательных организаций, использующих сервисы федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды при реализации программ основного общего образования, – 30%
Создание для граждан возможностей для профессионального и карьерного роста путем формирования и развития системы профессиональных конкурсов

  • Доля молодежи в возрасте от 14 до 35 лет от числа участников профессиональных конкурсов, направленных на самоопределение и профессиональную самореализацию, в рамках проектов платформы «Россия – страна возможностей», - 63%
  • Число граждан, охваченных проведением профессиональных конкурсов, в целях предоставления возможностей для профессионального и карьерного роста, ежегодно – 700 тысяч человек
  • Доля участников профессиональных конкурсов, поступивших на обучение по образовательным программам, повысивших квалификацию и (или) получивших карьерный рост в течение года после завершения участия в конкурсе, в том числе по предложениям от работодателей, – 0,5%
Обеспечено функционирование системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации

  • Доля граждан Российской Федерации, вовлеченных в систему патриотического воспитания, – 24%
  • Доля населения, информированного о возможностях, механизмах и путях самореализации молодежи в России, – 59%
Национальный проект «Образование» является не единственным механизмом достижения национальной цели, но направлен на максимально эффективное и оперативное их исполнение, а также решение прорывных задач развития отрасли общего, дополнительного и профессионального образования.

Национальный проект «Образование» ориентирован на развитие системы образования на всех уровнях управления, поэтому значительная часть объема средств федерального бюджета на реализацию федеральных проектов национального проекта «Образование» направляется на межбюджетные трансферты. В целом в рамках национального проекта «Образование» на долю межбюджетных трансфертов приходится около 80% средств из федерального бюджета ежегодно.

Сроки реализации национального проекта: 01.01.2019 г. – 31.12.2024 г.

Куратор национального проекта: Голикова Т.А., заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

Руководитель национального проекта: Кравцов С.С., Министр просвещения Российской Федерации

ТЕКУЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ


При обеспечении вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования принципиальной необходимостью становится модернизация инфраструктуры образовательных организаций. В 2020 году в 80 субъектах России создан 2951 Центр «Точка роста», где свыше 250 тысяч детей осваивают современные технологии и новейшие образовательные программы. В 2020 году 1118 сельских школ обновили спортивные залы, школьные спортивные клубы и стадионы, чтобы более 260 тысяч школьников смогли заниматься физической культурой и спортом. Наравне с обновлением действующей инфраструктуры образования создаются новые места в общеобразовательных организациях.

 Для развития компетенций обучающихся организаций среднего профессионального образования в организациях создано 774 современных мастерских, обеспеченных передовыми технологиями для проведения практических учебных занятий по освоению современных профессий и последующей сдачи экзаменов в форме демонстрационного экзамена. 

В 2020 году более чем на 370 тысяч человек увеличен охват детей дополнительными общеобразовательными программами. На помощь ребенку приходят открытые в этом году 25 детских и 70 мобильных технопарков «Кванториум», 15 ключевых центров развития детей, 50 центров цифрового образования «IT-куб».

Не менее существенным в повышении качества образования является направление совершенствования его содержания и подходов к преподаванию. Ставя определенным приоритетом мероприятия по выравниванию баланса результативности и качества общего образования в образовательных организациях, со стороны Российской Федерации в пилотном режиме в 2020 году начата работа по оказанию адресной поддержки более 250 школам в 20 субъектах Российской Федерации, которые демонстрируют низкие образовательные результаты. Качество образования ребенка напрямую зависит от качества работы педагога, поэтому новейшие методики и те способы поддержки, которыми обеспечиваются школы в регионах напрямую повлияют на результативность детей, в том числе в процедурах независимой оценки знаний и навыков. В 2020 году запущены в работу основные положения национальной системы профессионального роста педагогических работников, на текущий момент в данную систему вовлечено 185 тысяч учителей (17,1% от общей их численности), более 60 тысяч учителей русского языка, математики, физики, химии и биологии из 84 субъектов Российской Федерации прошли курсы повышения квалификации, что является залогом совершенствования их навыков в преподавании учебных предметов на должном уровне, основой развития функциональной грамотности обучающихся и навыков педагогов в части предупреждения и преодоления учебной неуспешности детей. 

Развитие цифровой образовательной среды позволяет эффективно осуществлять подготовку образовательных организаций к любым сценариям развития ситуации. Организован доступ к 1 719 онлайн-курсам от 94 университетов по принципу «Одного окна», свыше 1,5 миллионоа граждан получили доступ к качественному онлайн-обучению, продолжается оснащение школ оборудованием для применения цифровых образовательных ресурсов и верифицированного образовательного контента на любом занятии по любому учебному предмету. 

В 2020 году Российская Федерация не только уверенно представляла себя на международных олимпиадах школьников, но и обеспечила проведение различных международных конкурсных мероприятий для детей. Сборные команды Российской Федерации успешно приняли участие в 6 международных олимпиадах, а в сентябре 2020 года в Санкт-Петербурге в дистанционном формате нами была организована и проведена 61-я Международная математическая олимпиада по математике. По итогам 2020 года членами сборных команд Российской Федерации завоевано 28 медалей, в том числе 19 золотых и 9 серебряных.

К 2024 году предполагается достижение следующих основных результатов:

ИНФРАСТРУКТУРА

1 034 252 новых места в школах 

359 детских технопарков, в том числе 224 в школах 

1350 тысяч новых мест дополнительного образования

24950 центров «Точка роста» 900 коррекционных школ с обновленной материально-технической базой 

Центры выявления и поддержки одаренных детей в каждом регионе

340 центров «IT-куб»

29549 образовательных организаций внедрят цифровую образовательную среду

СОДЕРЖАНИЕ

Обновление нормативных и методических документов, определяющих содержание общего образования

Внедрение методик работы с детьми, испытывающими трудности в обучении 

Методическая поддержка школ с низкими образовательные результаты обучающихся 

Система управления качеством образования на основе мониторинга данных о состоянии системы образования

Внедрение методик преподавания общеобразовательных дисциплин в среднем профессиональном образовании

Рабочие программы воспитания в каждой школе и учреждении СПО

37 % детей охвачены профориентационными мероприятиями в школах

25 миллионов просмотров онлайн-уроков патриотической направленности

КАДРЫ

Функционирует единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров

33 педагогических технопарка «Кванториум»

Центр непрерывного повышения профмастерства педагогов в каждом регионе

620700 педагогов подключены к платформе цифровой образовательной среды

35000 преподавателей и мастеров производственного обучения повысят квалификацию

Внедрение целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций

Повышение квалификации не менее 28% штатных педагогов-психологов

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА»


Срок реализации проекта: 01.11.2018 г. – 30.12.2024 г.

Куратор федерального проекта: Голикова Т.А., заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

Руководитель Федерального проекта: Васильева Т.В., заместитель Министра просвещения Российской Федерации

Федеральный проект «Современная школа» нацелен на обеспечение возможности

ДЕТЯМ

 получать качественное общее образование в условиях, отвечающих современным требованиям, независимо от места проживания ребенка

ПЕДАГОГАМ

→ профессионального развития и обучения на протяжении всей профессиональной деятельности

ВСЕМ УЧАСТНИКАМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

→ организации комплексного психолого-педагогического сопровождения

Для этого в общеобразовательных организациях Российской Федерации будут созданы:

  • 1034252 новых места, в том числе в школах, расположенных в сельской местности и поселках городского типа
  • 224 детских технопарка «Кванториум» на базе общеобразовательных организаций
  • 19950 центров образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» в школах сельской местности и малых городах
  • новая материально-техническая база для 900 школ, реализующих адаптированные общеобразовательные программы

Для профессионального развития и обучения педагогических работников в каждом субъекте Российской Федерации:

  • БУДЕТ ДЕЙСТВОВАТЬ единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров 
  • БУДЕТ ФУНКЦИОНИРОВАТЬ Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов
  • БУДЕТ СОЗДАН педагогический технопарк «Кванториум» на базе каждого педагогического вуза

В процессе реализации федерального проекта будет оказано 20 млн услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.

Благодаря реализации федерального проекта к 2024 году будут обновлены содержание и технологии преподавания общеобразовательных программ, все участники системы образования (обучающиеся, педагоги, родители, работодатели и представители общественных объединений) будут вовлечены в развитие системы общего образования, а также за счет обновления материально-технической базы будут внедрены новые методы обучения и воспитания.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«УСПЕХ КАЖДОГО РЕБЕНКА»


Срок реализации проекта: 01.11.2018 г. – 30.12.2024 г.

Куратор федерального проекта: Голикова Т.А., заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

Руководитель Федерального проекта: Васильева Т.В., заместитель Министра просвещения Российской Федерации

Федеральный проект «Успех каждого ребенка» нацелен на создание и работу системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи. Для этого в каждом субъекте Российской Федерации будут созданы Региональные центры, которые обеспечат:

  • 1350 тыс. новых мест дополнительного образования в образовательных организациях различных типов
  • обновление материально-технической базы для занятий спортом в 5700 общеобразовательных организациях сельской местности
  • профориентационные мероприятия для 37% обучающихся 5-11 классов, в том числе в рамках программы «Билет в будущее»
  • участие сборных команд Российской Федерации в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и организацию Всероссийской олимпиады школьников

Региональные системы дополнительного образования детей подразумевают:

  • создание и обеспечение функционирования эффективной структуры управления региональной системой дополнительного образования детей, обеспечивающей рациональное использование инфраструктурных, материально-технических и кадровых ресурсов системы образования, результативное межведомственное и межуровневое взаимодействие
  • формирование и распространение организационно-финансовых механизмов в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества, а также равный доступ детей к обучению с учетом различных образовательных потребностей и возможностей
  • организацию современной системы сопровождения, развития и совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров сферы дополнительного образования детей и специалистов-практиков из реального сектора экономики, студентов и аспирантов
  • полный переход на персонифицированный учет детей, занимающихся дополнительными общеобразовательными программами
  • наполнение региональных навигаторов сведениями об услугах в сфере дополнительного образования детей и их поставщиках для обеспечения их свободного выбора детьми и их родителями

Благодаря реализации проекта к 2024 году для детей в возрасте от 5 до 18 лет будут созданы доступные и качественные условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности путем увеличения охвата дополнительным образованием до 80% от общего числа детей, обновлено содержание и методы дополнительного образования детей, развит кадровый потенциал и модернизирована инфраструктура системы дополнительного образования детей.

Особое внимание уделено предоставлению равного доступа детей к интересным и востребованным программам дополнительного образования, выявлению талантов каждого ребенка и концентрации на ранней профориентации с последующим построением
индивидуальной образовательной траектории в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями, что особенно важно для подготовки ребенка к успешной самореализации в быстроменяющихся условиях современности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА»


Срок реализации проекта: 01.11.2018 г. – 30.12.2024 г.

Куратор федерального проекта: Голикова Т.А., заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

Руководитель Федерального проекта: Васильева Т.В., заместитель Министра просвещения Российской Федерации

Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» нацелен на создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

«Цифровая образовательная среда» подразумевает:

  • внедрение целевой модели цифровой образовательной среды, которая позволит создать профили «цифровых компетенций» для обучающихся, педагогов и административно-управленческого персонала во всех образовательных организациях Российской Федерации, конструировать и реализовывать индивидуальные учебные планы, автоматизировать административные, управленческие и обеспечивающие процессы
  • создание и внедрение федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды, набора типовых информационных решений
  • обеспечение школ высокоскоростным и бесплатным интернет-соединением

Для реализации федерального проекта к 2024 году:

  • в 29549 школах будет обновлена материально-техническая база для внедрения цифровой образовательной среды
  • 40% образовательных организаций из числа субъектов Российской Федерации, участвующих в эксперименте по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования, будут оснащены компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением
  • не менее 40% педагогов из не менее чем 30% школ будут использовать сервисы федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды
  • 620700 педагогов будут подключены к федеральной информационно-сервисной платформе цифровой образовательной среды
  • 340 центров цифрового образования детей «IT-куб» будут открыты во всех субъектах Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ»


Срок реализации проекта: 01.11.2018 г. – 30.12.2024 г.

Куратор федерального проекта: Голикова Т.А., заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

Руководитель Федерального проекта: Васильева Т.В., заместитель Министра просвещения Российской Федерации

Федеральный проект «Молодые профессионалы» нацелен на обеспечение возможности обучающимся образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, получить профессиональное образование, соответствующее требованиям экономики и запросам рынка труда. Для этого в каждом субъекте Российской Федерации будет обеспечено внедрение программ профессионального обучения по наиболее востребованным и перспективным профессиям. В результате

  • не менее 15% обучающихся техникумов и колледжей по итогам демонстрационного экзамена будут показывать уровень умений и навыков, соответствующий национальным и международным стандартам
  • будет открыто 100 центров опережающей профессиональной подготовки и 5000 мастерских (производственных участков) на базе образовательных организаций среднего профессионального образования
  • не менее 35000 преподавателей и мастеров производственного обучения пройдут повышение квалификации

В рамках федерального проекта в 2021 году будет проведен X Международный чемпионат «Абилимпикс» в Российской Федерации, а в 2022 году – европейский чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам «Ворлдскиллс» в г. Санкт-Петербурге.

Благодаря реализации проекта к 2024 году будет осуществлена модернизация среднего профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ. В рамках проекта планируется обновление перечня профессией и федеральных образовательных стандартов на основе прогнозируемой востребованности профессий будущего.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«СОЦИАЛЬНЫЕ ЛИФТЫ ДЛЯ КАЖДОГО»


Срок реализации проекта: 01.01.2019 г. – 30.12.2024 г.

Куратор федерального проекта: Голикова Т.А., заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

Руководитель Федерального проекта: Грибов Д.Е., заместитель Министра просвещения Российской Федерации

Федеральный проект «Социальные лифты для каждого» нацелен на создание для граждан возможностей для профессионального и карьерного роста путем формирования и развития системы профессиональных конкурсов. 

В результате реализации Федерального проекта к 2024 году:

  • молодежь в возрасте от 14 до 35 лет составит не менее 63% от общей численности участников конкурсов в рамках проектов платформы «Россия – страна возможностей»
  • не менее 700 тысяч человек ежегодно будут охвачены проведением профессиональных конкурсов
  • не менее 35 конкурсов будет проведено в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ»


Срок реализации проекта: 01.11.2018 г. – 30.12.2024 г.

Куратор федерального проекта: Голикова Т.А., заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

Руководитель Федерального проекта: Бугаев А.В., Руководитель Федерального агентства по деламмолодежи

Федеральный проект «Социальная активность» нацелен на создание условий для развития и поддержки добровольчества (волонтерства). Добровольческая (волонтерская) деятельность является ключевым элементом социальной ответственности развитого гражданского общества. Она необходима для решения социально значимых задач общества и государства.

Реализация федерального проекта планируется за счет следующих действий:

  • поддержки социально-значимых проектов и организаций, в том числе осуществляющих добровольческую (волонтерскую) деятельность в сфере культуры, здравоохранения, поисково-спасательных операций, военно-патриотического воспитания, экологии и других сферах путем предоставления грантов и субсидий
  • развития инфраструктуры в сфере добровольчества (волонтерства), включающей в себя создание ресурсных центров добровольчества (волонтерства), центров «серебряного» добровольчества (волонтерства), добровольческих (волонтерских) сообществ (объединений) на базе ссузов и вузов
  • развития единой информационной системы в сфере развития волонтерства и реализации программы повышения мобильности волонтеров
  • обучения добровольцев (волонтеров) и их координаторов, а также информационной поддержки в целях популяризации добровольчества (волонтерства)
  • реализации мероприятий различного уровня в сфере добровольчества (волонтерства)

В результате реализации федерального проекта к 2024 году не менее 7,5 млн граждан России будет вовлечено в добровольческую (волонтерскую) деятельность.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Патриотическое воспитание»


Срок реализации проекта: 01.01.2021 г. – 31.12.2024 г.

Куратор федерального проекта: Голикова Т.А., заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

Руководитель Федерального проекта: Васильева Т.В., заместитель Министра просвещения Российской Федерации

Федеральный проект «Патриотическое воспитание» нацелен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Для этого во всех общеобразовательных и профессиональных общеобразовательных организациях будет реализовываться Программа воспитания, направленная на развитие духовно-нравственного, патриотического, эстетического и физического воспитания обучающихся. Данная программа обращена на решение задачи гармоничного развития, успешной адаптации и социализации обучающихся, включая формирование ответственного отношения к окружающему миру. В результате к 2024 году не менее 24% граждан Российской Федерации будут вовлечены в систему патриотического воспитания через:

  • создание патриотического движения Ассоциации студенческих патриотических клубов «Я горжусь»
  • всероссийские, окружные и межрегиональные мероприятия патриотической направленности, в которых примут участие не менее 640 тысяч человек
  • вовлечение 3 000 тысяч детей в деятельность Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»
  • участие не менее 550 тысяч участников во Всероссийских конкурсах «Большая перемена»
  • просмотр не менее 25 миллионов онлайн-уроков, направленных на гражданско-патриотическое воспитание детей
  • вовлечение не менее 600 тысяч детей в деятельность Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ»

Дополнительная финансовая поддержка Всероссийского детско-юношеского движения «ЮНАРМИЯ» позволит на высоком качественном уровне проводить всероссийские патриотические форумы, слеты и акции, вовлекать обучающихся школ в юнармейские проекты, конкурсные движения и фестивали, а также расширять и распространять юнармейские программы по организации отдыха детей и их оздоровления, патриотические экспедиции.