Национальный проект «Образование» – это программа, обеспечивающая достижение национальной цели Российской Федерации, определенной Президентом Российской Федерации, по обеспечению возможности для самореализации и развития талантов.
Целевые показатели, характеризующие качество и эффективность ее достижения:
- Вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования
- Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся
- Создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций
- Увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских (добровольческих) организаций, до 15 процентов
Национальный проект «Образование» обеспечивает развитие системы образования по следующим ключевым направлениям:
- Развитие инфраструктуры образования
- Профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров
- Совершенствование содержания образования
- Возвращение воспитания в систему образования
Ключевые показатели национального проекта «Образование» направлены на достижение к 2024 году общественно значимых результатов и задач:
Обеспечена возможность детям получать качественное общее образование в условиях, отвечающих современным требованиям, независимо от места проживания ребенка
- Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований, место Российской Федерации (не ниже), – 12,25
- Количество созданных новых мест в общеобразовательных организациях, в том числе расположенных в сельской местности и поселках городского типа, - 1 034 252
- Доля обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, в которых созданы и функционируют центры образования естественно-научной и технологической направленностей, – 85%
- Доля педагогических работников организаций общего, дополнительного и среднего профессионального образования, прошедших повышение квалификации в центрах непрерывного повышения профессионального мастерства, – 40%
- Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, – 80%
- Количество субъектов Российской Федерации, выдающих сертификаты дополнительного образования в рамках системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, – 85
- Доля общеобразовательных организаций, оснащенных в целях внедрения цифровой образовательной среды, – 45%
- Доля обучающихся образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, продемонстрировавших по итогам демонстрационного экзамена уровень, соответствующий национальным или международным стандартам, – 20%
- Доля образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, мастерские которых оснащены современной материально-технической базой по одной или нескольким компетенциям, – 19%
- Общая численность граждан Российской Федерации, вовлеченных центрами (сообществами, объединениями) поддержки добровольчества (волонтерства) на базе образовательных организаций, некоммерческих организаций, государственных и муниципальных учреждений, в добровольческую (волонтерскую) деятельность, – 13,3 млн человек
- Количество услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи, оказанных родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, – 20 млн услуг
- Доля обучающихся, для которых созданы равные условия получения качественного образования вне зависимости от места их нахождения посредством предоставления доступа к федеральной информационно-сервисной платформе цифровой образовательной среды, – 20%
- Доля педагогических работников, использующих сервисы федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды, – 40%
- Доля образовательных организаций, использующих сервисы федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды при реализации программ основного общего образования, – 30%
- Доля молодежи в возрасте от 14 до 35 лет от числа участников профессиональных конкурсов, направленных на самоопределение и профессиональную самореализацию, в рамках проектов платформы «Россия – страна возможностей», - 63%
- Число граждан, охваченных проведением профессиональных конкурсов, в целях предоставления возможностей для профессионального и карьерного роста, ежегодно – 700 тысяч человек
- Доля участников профессиональных конкурсов, поступивших на обучение по образовательным программам, повысивших квалификацию и (или) получивших карьерный рост в течение года после завершения участия в конкурсе, в том числе по предложениям от работодателей, – 0,5%
- Доля граждан Российской Федерации, вовлеченных в систему патриотического воспитания, – 24%
- Доля населения, информированного о возможностях, механизмах и путях самореализации молодежи в России, – 59%
Национальный проект «Образование» ориентирован на развитие системы образования на всех уровнях управления, поэтому значительная часть объема средств федерального бюджета на реализацию федеральных проектов национального проекта «Образование» направляется на межбюджетные трансферты. В целом в рамках национального проекта «Образование» на долю межбюджетных трансфертов приходится около 80% средств из федерального бюджета ежегодно.
Сроки реализации национального проекта: 01.01.2019 г. – 31.12.2024 г.
Куратор национального проекта: Голикова Т.А., заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Руководитель национального проекта: Кравцов С.С., Министр просвещения Российской Федерации
ТЕКУЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ
При обеспечении вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования принципиальной необходимостью становится модернизация инфраструктуры образовательных организаций. В 2020 году в 80 субъектах России создан 2951 Центр «Точка роста», где свыше 250 тысяч детей осваивают современные технологии и новейшие образовательные программы. В 2020 году 1118 сельских школ обновили спортивные залы, школьные спортивные клубы и стадионы, чтобы более 260 тысяч школьников смогли заниматься физической культурой и спортом. Наравне с обновлением действующей инфраструктуры образования создаются новые места в общеобразовательных организациях.
Для развития компетенций обучающихся организаций среднего профессионального образования в организациях создано 774 современных мастерских, обеспеченных передовыми технологиями для проведения практических учебных занятий по освоению современных профессий и последующей сдачи экзаменов в форме демонстрационного экзамена.
В 2020 году более чем на 370 тысяч человек увеличен охват детей дополнительными общеобразовательными программами. На помощь ребенку приходят открытые в этом году 25 детских и 70 мобильных технопарков «Кванториум», 15 ключевых центров развития детей, 50 центров цифрового образования «IT-куб».
Не менее существенным в повышении качества образования является направление совершенствования его содержания и подходов к преподаванию. Ставя определенным приоритетом мероприятия по выравниванию баланса результативности и качества общего образования в образовательных организациях, со стороны Российской Федерации в пилотном режиме в 2020 году начата работа по оказанию адресной поддержки более 250 школам в 20 субъектах Российской Федерации, которые демонстрируют низкие образовательные результаты. Качество образования ребенка напрямую зависит от качества работы педагога, поэтому новейшие методики и те способы поддержки, которыми обеспечиваются школы в регионах напрямую повлияют на результативность детей, в том числе в процедурах независимой оценки знаний и навыков. В 2020 году запущены в работу основные положения национальной системы профессионального роста педагогических работников, на текущий момент в данную систему вовлечено 185 тысяч учителей (17,1% от общей их численности), более 60 тысяч учителей русского языка, математики, физики, химии и биологии из 84 субъектов Российской Федерации прошли курсы повышения квалификации, что является залогом совершенствования их навыков в преподавании учебных предметов на должном уровне, основой развития функциональной грамотности обучающихся и навыков педагогов в части предупреждения и преодоления учебной неуспешности детей.
Развитие цифровой образовательной среды позволяет эффективно осуществлять подготовку образовательных организаций к любым сценариям развития ситуации. Организован доступ к 1 719 онлайн-курсам от 94 университетов по принципу «Одного окна», свыше 1,5 миллионоа граждан получили доступ к качественному онлайн-обучению, продолжается оснащение школ оборудованием для применения цифровых образовательных ресурсов и верифицированного образовательного контента на любом занятии по любому учебному предмету.
В 2020 году Российская Федерация не только уверенно представляла себя на международных олимпиадах школьников, но и обеспечила проведение различных международных конкурсных мероприятий для детей. Сборные команды Российской Федерации успешно приняли участие в 6 международных олимпиадах, а в сентябре 2020 года в Санкт-Петербурге в дистанционном формате нами была организована и проведена 61-я Международная математическая олимпиада по математике. По итогам 2020 года членами сборных команд Российской Федерации завоевано 28 медалей, в том числе 19 золотых и 9 серебряных.
К 2024 году предполагается достижение следующих основных результатов:
ИНФРАСТРУКТУРА
1 034 252 новых места в школах
359 детских технопарков, в том числе 224 в школах
1350 тысяч новых мест дополнительного образования
24950 центров «Точка роста» 900 коррекционных школ с обновленной материально-технической базой
Центры выявления и поддержки одаренных детей в каждом регионе
340 центров «IT-куб»
29549 образовательных организаций внедрят цифровую образовательную среду
СОДЕРЖАНИЕ
Обновление нормативных и методических документов, определяющих содержание общего образования
Внедрение методик работы с детьми, испытывающими трудности в обучении
Методическая поддержка школ с низкими образовательные результаты обучающихся
Система управления качеством образования на основе мониторинга данных о состоянии системы образования
Внедрение методик преподавания общеобразовательных дисциплин в среднем профессиональном образовании
Рабочие программы воспитания в каждой школе и учреждении СПО
37 % детей охвачены профориентационными мероприятиями в школах
25 миллионов просмотров онлайн-уроков патриотической направленности
КАДРЫ
Функционирует единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
33 педагогических технопарка «Кванториум»
Центр непрерывного повышения профмастерства педагогов в каждом регионе
620700 педагогов подключены к платформе цифровой образовательной среды
35000 преподавателей и мастеров производственного обучения повысят квалификацию
Внедрение целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций
Повышение квалификации не менее 28% штатных педагогов-психологов
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА»
Срок реализации проекта: 01.11.2018 г. – 30.12.2024 г.
Куратор федерального проекта: Голикова Т.А., заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Руководитель Федерального проекта: Васильева Т.В., заместитель Министра просвещения Российской Федерации
Федеральный проект «Современная школа» нацелен на обеспечение возможности
ДЕТЯМ
→ получать качественное общее образование в условиях, отвечающих современным требованиям, независимо от места проживания ребенка
ПЕДАГОГАМ
→ профессионального развития и обучения на протяжении всей профессиональной деятельности
ВСЕМ УЧАСТНИКАМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
→ организации комплексного психолого-педагогического сопровождения
Для этого в общеобразовательных организациях Российской Федерации будут созданы:
- 1034252 новых места, в том числе в школах, расположенных в сельской местности и поселках городского типа
- 224 детских технопарка «Кванториум» на базе общеобразовательных организаций
- 19950 центров образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» в школах сельской местности и малых городах
- новая материально-техническая база для 900 школ, реализующих адаптированные общеобразовательные программы
Для профессионального развития и обучения педагогических работников в каждом субъекте Российской Федерации:
- БУДЕТ ДЕЙСТВОВАТЬ единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
- БУДЕТ ФУНКЦИОНИРОВАТЬ Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов
- БУДЕТ СОЗДАН педагогический технопарк «Кванториум» на базе каждого педагогического вуза
В процессе реализации федерального проекта будет оказано 20 млн услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Благодаря реализации федерального проекта к 2024 году будут обновлены содержание и технологии преподавания общеобразовательных программ, все участники системы образования (обучающиеся, педагоги, родители, работодатели и представители общественных объединений) будут вовлечены в развитие системы общего образования, а также за счет обновления материально-технической базы будут внедрены новые методы обучения и воспитания.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«УСПЕХ КАЖДОГО РЕБЕНКА»
Срок реализации проекта: 01.11.2018 г. – 30.12.2024 г.
Куратор федерального проекта: Голикова Т.А., заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Руководитель Федерального проекта: Васильева Т.В., заместитель Министра просвещения Российской Федерации
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» нацелен на создание и работу системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи. Для этого в каждом субъекте Российской Федерации будут созданы Региональные центры, которые обеспечат:
- 1350 тыс. новых мест дополнительного образования в образовательных организациях различных типов
- обновление материально-технической базы для занятий спортом в 5700 общеобразовательных организациях сельской местности
- профориентационные мероприятия для 37% обучающихся 5-11 классов, в том числе в рамках программы «Билет в будущее»
- участие сборных команд Российской Федерации в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и организацию Всероссийской олимпиады школьников
Региональные системы дополнительного образования детей подразумевают:
- создание и обеспечение функционирования эффективной структуры управления региональной системой дополнительного образования детей, обеспечивающей рациональное использование инфраструктурных, материально-технических и кадровых ресурсов системы образования, результативное межведомственное и межуровневое взаимодействие
- формирование и распространение организационно-финансовых механизмов в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества, а также равный доступ детей к обучению с учетом различных образовательных потребностей и возможностей
- организацию современной системы сопровождения, развития и совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров сферы дополнительного образования детей и специалистов-практиков из реального сектора экономики, студентов и аспирантов
- полный переход на персонифицированный учет детей, занимающихся дополнительными общеобразовательными программами
- наполнение региональных навигаторов сведениями об услугах в сфере дополнительного образования детей и их поставщиках для обеспечения их свободного выбора детьми и их родителями
Благодаря реализации проекта к 2024 году для детей в возрасте от 5 до 18 лет будут созданы доступные и качественные условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности путем увеличения охвата дополнительным образованием до 80% от общего числа детей, обновлено содержание и методы дополнительного образования детей, развит кадровый потенциал и модернизирована инфраструктура системы дополнительного образования детей.
Особое внимание уделено предоставлению равного доступа детей к интересным и востребованным программам дополнительного образования, выявлению талантов каждого ребенка и концентрации на ранней профориентации с последующим построением
индивидуальной образовательной траектории в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями, что особенно важно для подготовки ребенка к успешной самореализации в быстроменяющихся условиях современности.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА»
Срок реализации проекта: 01.11.2018 г. – 30.12.2024 г.
Куратор федерального проекта: Голикова Т.А., заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Руководитель Федерального проекта: Васильева Т.В., заместитель Министра просвещения Российской Федерации
Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» нацелен на создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
«Цифровая образовательная среда» подразумевает:
- внедрение целевой модели цифровой образовательной среды, которая позволит создать профили «цифровых компетенций» для обучающихся, педагогов и административно-управленческого персонала во всех образовательных организациях Российской Федерации, конструировать и реализовывать индивидуальные учебные планы, автоматизировать административные, управленческие и обеспечивающие процессы
- создание и внедрение федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды, набора типовых информационных решений
- обеспечение школ высокоскоростным и бесплатным интернет-соединением
Для реализации федерального проекта к 2024 году:
- в 29549 школах будет обновлена материально-техническая база для внедрения цифровой образовательной среды
- 40% образовательных организаций из числа субъектов Российской Федерации, участвующих в эксперименте по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования, будут оснащены компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением
- не менее 40% педагогов из не менее чем 30% школ будут использовать сервисы федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды
- 620700 педагогов будут подключены к федеральной информационно-сервисной платформе цифровой образовательной среды
- 340 центров цифрового образования детей «IT-куб» будут открыты во всех субъектах Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ»
Срок реализации проекта: 01.11.2018 г. – 30.12.2024 г.
Куратор федерального проекта: Голикова Т.А., заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Руководитель Федерального проекта: Васильева Т.В., заместитель Министра просвещения Российской Федерации
Федеральный проект «Молодые профессионалы» нацелен на обеспечение возможности обучающимся образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, получить профессиональное образование, соответствующее требованиям экономики и запросам рынка труда. Для этого в каждом субъекте Российской Федерации будет обеспечено внедрение программ профессионального обучения по наиболее востребованным и перспективным профессиям. В результате
- не менее 15% обучающихся техникумов и колледжей по итогам демонстрационного экзамена будут показывать уровень умений и навыков, соответствующий национальным и международным стандартам
- будет открыто 100 центров опережающей профессиональной подготовки и 5000 мастерских (производственных участков) на базе образовательных организаций среднего профессионального образования
- не менее 35000 преподавателей и мастеров производственного обучения пройдут повышение квалификации
В рамках федерального проекта в 2021 году будет проведен X Международный чемпионат «Абилимпикс» в Российской Федерации, а в 2022 году – европейский чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам «Ворлдскиллс» в г. Санкт-Петербурге.
Благодаря реализации проекта к 2024 году будет осуществлена модернизация среднего профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ. В рамках проекта планируется обновление перечня профессией и федеральных образовательных стандартов на основе прогнозируемой востребованности профессий будущего.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«СОЦИАЛЬНЫЕ ЛИФТЫ ДЛЯ КАЖДОГО»
Срок реализации проекта: 01.01.2019 г. – 30.12.2024 г.
Куратор федерального проекта: Голикова Т.А., заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Руководитель Федерального проекта: Грибов Д.Е., заместитель Министра просвещения Российской Федерации
Федеральный проект «Социальные лифты для каждого» нацелен на создание для граждан возможностей для профессионального и карьерного роста путем формирования и развития системы профессиональных конкурсов.
В результате реализации Федерального проекта к 2024 году:
- молодежь в возрасте от 14 до 35 лет составит не менее 63% от общей численности участников конкурсов в рамках проектов платформы «Россия – страна возможностей»
- не менее 700 тысяч человек ежегодно будут охвачены проведением профессиональных конкурсов
- не менее 35 конкурсов будет проведено в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ»
Срок реализации проекта: 01.11.2018 г. – 30.12.2024 г.
Куратор федерального проекта: Голикова Т.А., заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Руководитель Федерального проекта: Бугаев А.В., Руководитель Федерального агентства по деламмолодежи
Федеральный проект «Социальная активность» нацелен на создание условий для развития и поддержки добровольчества (волонтерства). Добровольческая (волонтерская) деятельность является ключевым элементом социальной ответственности развитого гражданского общества. Она необходима для решения социально значимых задач общества и государства.
Реализация федерального проекта планируется за счет следующих действий:
- поддержки социально-значимых проектов и организаций, в том числе осуществляющих добровольческую (волонтерскую) деятельность в сфере культуры, здравоохранения, поисково-спасательных операций, военно-патриотического воспитания, экологии и других сферах путем предоставления грантов и субсидий
- развития инфраструктуры в сфере добровольчества (волонтерства), включающей в себя создание ресурсных центров добровольчества (волонтерства), центров «серебряного» добровольчества (волонтерства), добровольческих (волонтерских) сообществ (объединений) на базе ссузов и вузов
- развития единой информационной системы в сфере развития волонтерства и реализации программы повышения мобильности волонтеров
- обучения добровольцев (волонтеров) и их координаторов, а также информационной поддержки в целях популяризации добровольчества (волонтерства)
- реализации мероприятий различного уровня в сфере добровольчества (волонтерства)
В результате реализации федерального проекта к 2024 году не менее 7,5 млн граждан России будет вовлечено в добровольческую (волонтерскую) деятельность.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Патриотическое воспитание»
Срок реализации проекта: 01.01.2021 г. – 31.12.2024 г.
Куратор федерального проекта: Голикова Т.А., заместитель Председателя Правительства Российской Федерации
Руководитель Федерального проекта: Васильева Т.В., заместитель Министра просвещения Российской Федерации
Федеральный проект «Патриотическое воспитание» нацелен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Для этого во всех общеобразовательных и профессиональных общеобразовательных организациях будет реализовываться Программа воспитания, направленная на развитие духовно-нравственного, патриотического, эстетического и физического воспитания обучающихся. Данная программа обращена на решение задачи гармоничного развития, успешной адаптации и социализации обучающихся, включая формирование ответственного отношения к окружающему миру. В результате к 2024 году не менее 24% граждан Российской Федерации будут вовлечены в систему патриотического воспитания через:
- создание патриотического движения Ассоциации студенческих патриотических клубов «Я горжусь»
- всероссийские, окружные и межрегиональные мероприятия патриотической направленности, в которых примут участие не менее 640 тысяч человек
- вовлечение 3 000 тысяч детей в деятельность Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»
- участие не менее 550 тысяч участников во Всероссийских конкурсах «Большая перемена»
- просмотр не менее 25 миллионов онлайн-уроков, направленных на гражданско-патриотическое воспитание детей
- вовлечение не менее 600 тысяч детей в деятельность Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ»
Дополнительная финансовая поддержка Всероссийского детско-юношеского движения «ЮНАРМИЯ» позволит на высоком качественном уровне проводить всероссийские патриотические форумы, слеты и акции, вовлекать обучающихся школ в юнармейские проекты, конкурсные движения и фестивали, а также расширять и распространять юнармейские программы по организации отдыха детей и их оздоровления, патриотические экспедиции.